Дорожный бордюр – один из основных элементов, который используется при строительстве дороги. При его установке необходимо соблюдать технологию, так как в противном случае он не будет выполнять сои первостепенные задачи – увеличение эксплуатационного ресурса дорожного покрытия, защита краевых зон от повреждений, разделение автомобильной трассы от газонов, тротуаров и пешеходных дорожек, в результате чего снижается количество нарушений ПДД в связи с выездом за пределы проезжей части.
В зависимости от ГОСТа бордюрные камни подразделяются:
- БР – прямой рядовой;
- БУ – прямой, имеющий уширение;
- БУП – прямой, у которого прерывистое уширение;
- БЛ – прямой, в наличии – лоток;
- БВ – въездной;
- БК – криволинейный.
В маркировке содержится длина, ширина и высота (в сантиметрах). К примеру, камень марки БР 100.30.15 – прямой рядовой, длина – 1 000 мм, высота – 300 мм и ширина – 150 мм. Следующий представитель – БР 100.30.18 – изделие высокой прочности, переносящее механические повреждения. По данным производителя дорожного бордюра в Одессе, такой камень не портится при агрессивной эксплуатации долгое время — более 15 лет.
Этапы укладки дорожного камня
Укладка производится лицевой стороной в сторону дороги и тыльной стороной в сторону почвы или обочины. Последовательность почти всегда одна и та же.
- Для начала линию расположению камней размечают колышками с натянутой на них бечёвкой.
- Далее за пределами колышков роют неглубокую траншею для монтажа бордюров. Её глубина должна быть такой, чтобы по завершению всех работ камни возвышались над почвой от 3 до 5 см. Ширина траншеи должна быть на несколько см больше ширины камня.
- Грунт на дне траншеи следует хорошенько уплотнить и подготовить к «шубе».
- После трамбовки грунта на дно траншеи засыпается выравнивающий слой щебня мелкой фракции. Толщина слоя примерно 15 см. В случае необходимости, если грунт очень рыхлый, под щебень можно положить геотекстильную прокладку. Она будет препятствовать перемешиванию почвы с щебнем и замедлит проседание линии камней.
- Щебень также нужно утрамбовать, подготовив для заливки цементно-песчаной смеси.
- Цементно-песчаная смесь подготавливается в пропорции 3:1 (3 кг песка к 1 кг цемента). заливается не по всей длине, а порционно, по мере укладки камней.
- На подготовленную цементно-песчаную подушку укладываются бордюры и постукиваниями резинового молотка осаждаются до нужного уровня по натянутому шнуру.
- После монтажа всей бордюрной линии, промежутки с тыльной стороны засыпаются грунтом и уплотняются, а промежутки с лицевой стороны заливаются цементом. Также цементом заливаются щели между свежеустановленными дорожными камнями.
Правильно выбранный и установленный дорожный бордюр прослужит многие годы без потери своей функциональности.
Помогла ли вам статья?